Укрепленные районы, являясь системой долговременных укреплений, обеспечивают длительное сопротивление в них специальных гарнизонов и общевойсковых соединений.
Глава вторая "Организация войск РККА" 1. Рода войск и их боевое применение, Полевой устав РККА 1939 года (ПУ-39)

Поделитесь с друзьями

29 июня 2012

О вечном или о танчиках

Т-26 на маневрах 

Приветствую уважаемых посетителей и камрадов. Поговорим о вечном. Нет не о любви, не угадали. О вечных стенаниях о неготовности СССР к войне, в частности слезы по поводу устаревших фанерных танках. Мол горели танкисты заживо в бумажных танках с бензиновым двигателями. Это речь идет о легких танках Т-26 и семействе легких же танков БТ. Уже выпущено куча книжек, написаны горы статей о развитии БТТ в СССР. Есть масса хороших и компетентных авторов по этой тематике.
Но! Опять та же песня об устаревших танках. Вот яркий пример статья Сергея Палия "Сталин оттянул начало войны". В принципе основной тезис у меня нареканий не вызывает, но вот, что пишет автор о вооружении РККА: "Действительно, СССР имел определенное количество примитивных танков, разбросанных по необъятным просторам страны. Но история, со всей очевидностью, показала, что этого было явно мало. Более того, бессовестные циники вводят общественность в заблуждение, ведь значительная часть бронетехники представляла собой, по-сути, танкетки, вооруженные одним пулеметом и легкие танки устаревших моделей. Такая же ситуация была и с авиацией. "Мессершмиттам" цельнометаллической конструкции Советский Союз мог противопоставить разве что устаревшие бипланы смешанной, по-сути, деревянной конструкции, обтянутые полотняной обшивкой".

 В принципе не согласен с оценкой советских танков и броневиков той эпохи. Бронетехника на начало войны у нас была вполне на уровне. Другой вопрос, что она морально устарела (тех. термин - означает, что данный образец техники современен, но запас модернизации исчерпан). Возьмите любой справочник по бронетехнике и все ведь понятно. Вот берем Т-26 - советский легкий пехотный танк, создан на базе английского танка "Виккерс Mk.E". Не буду касаться многочисленных модификаций. Посмотрим Т-26 на начало ВОВ. Вооружение танка 45-мм пушка и пулемет винтовочного калибра, лобовая броня 15 мм, максимальная скорость 30 км/ч. Смотрим БТ-7. Вооружение такое же, лобовая броня от 15 до 22 мм, максимальная скорость на колесах 72 км/ч (данный танк был колесно-гусеничный). Если взять маневренность этих танков, то последний был гораздо лучше.

     А с чем их сравнивать? Некоторые их сравнивают с Т-34-76, но это некорректно. Танки разных классов. Сравним с немецкими легкими танками. Т-I, вообще пулеметный и бронирование сугубо противопульное. Т-II, более похож на танк, вооружение 20-мм автоматическая пушка и пулемет, лобовая броня от 20 до 25 мм в зависимости от модификации. Так что Т-26 и БТ-7 уступали Т-II по бронированию, но превосходили по вооружению. Также наши легкие танки могли постоять за себя в бою против немецкого среднего танк Т-III, вооружение которого составляла 37-мм короткоствольная пушка и 2 пулемета, лобовая броня 30 мм. Наши танковые 45-ки пробивали их броню на дистанции прямого выстрела. Сильно уступали наши малыши только немецкому Т-IV у которого была уже 75-мм короткоствольная пушка и броня в 30 мм (самые массовые модификации на начало войны). Но опять же танковые орудия советских легких танков были способны пробить его лобовую броню.

     Так что зачастую итог танкового боя зависел сугубо от профессионализма и выучки экипажей. За исключением одного нюанса. Жирный минус все советских танков (за исключением КВ-1) был тот факт, что командир танка являлся и наводчиком орудия. То есть он  управлял экипажем, следил за полем боя и наводил орудие на цель. В немецких же средних танках, командир только управлял экипажем и следил за полем боя, у них на одного члена экипажа было больше - наводчик. Кроме этого, у немецких командиров имелась командирская башенка для наблюдения за обстановкой, чего не имели советские танки (кроме КВ-1, но там была неудачное расположение, из-за чего целый сектор выпадал из поля зрения командира танка). А вот об этом почему-то не всегда говорят. Кстати, вот именно из-за этого в свое время Т-34-76 образца 1941 года была признана неудачной. И был дан старт к проектированию нового танка Т-34М. Кроме всего прочего, на этот танк должны были ввести наводчика и командирскую башенку. Но не успели, началась война.

Почему-то автор не удосужился обратить свое внимание на новый советский легкий танк Т-50? Разработан в 1940 году, так что за год он никак не мог устареть. ТТХ этого легковеса для 41 года были вполне на уровне, если не сказать больше. Его лобовая броня от 37 до 45 мм, вооружение та же 45-ка и два спаренных пулемета (позаимствовали эту идею с немецкого Pz-III). В дальнейшем были планы установить даже 57-мм пушку. Если бы успели, то получили бы самый сильный легкий танк Второй мировой войны. Максимальная скорость 60 км/ч. И самое главное состав экипажа: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель. Для командира на башне имелась командирская башенка. К сожалению этот танк до начала войны удалось выпустить всего несколько десятков. Боевое применение показала, что это был отличный танк. Начальник ГБТУ РККА Федоренко Я.Н. дал высокую оценку танка: "Ваш новый танк чрезвычайно нужен на фронте. Он безотказен, малозаметен, прекрасно забронирован, имеет прекрасную проходимость и подвижность. Командование Красной Армии просит вас приложить все силы для всемерного форсирования выпуска танков фронту…"

Что касается советских бронеавтомобилей, то они в первую очередь не были предназначены для борьбы с бронированными целями. Но и они были не только пулеметными. На вооружение РККА был принят ряд пушечных бронеавтомобилей, которые не являлись безобидной целью для немецких танкистов. БА-3 имел пушечное вооружение, состоящее из 45-мм пушки и 2 пулеметов. Тот же БА-6, вооружение которого тоже составляла 45-мм пушка и пулемет. В боезапас также входили бронебойные снаряды. Конечно бронезащита была исключительно противопульной. В 1936 году бронемашину модернизировали, поставив коническую башню и увеличив лобовую броню до 10 мм - БА-6М. В дальнейшем появился БА-10. Изменения коснулись дверей и люков, а также ходовой части. Вооружение оставили то же. В 1938 году появился БА-11, созданный на базе ЗиС-6. Броня у этой бронемашины достигала 13 мм. Эта машина превосходила по маневренности, скорости и по защищенности легкий пехотный танк Т-26. Все перечисленные бронемашины приняли участие в боях начального периода войны.   При грамотном боевом применении эти машины действовали эффективно. Так 22 июня 1941 года взвод БА-10, 5-ой танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, находясь в засаде  пушечным огнем уничтожили большое количество немецких мотоциклов, пехоты и 6 танков противника. Благодаря грамотной засаде 6 БА-10 уничтожили 6 немецких танков.

Основная же масса бронетехники была потеряна не в боях, а брошена в связи с отсутствием горючего, технических поломок при отступлении Красной армии. Так что основная проблема была не в технике, а в недостатке командного опыта наших командиров. Нехватка опытных экипажей, их ненадлежащей выучки. Структура механизированных и танковых соединений не выдержала испытаний войной. Связано это было с резким увеличением количественного состава РККА. Если в 1937 году РККА насчитывала 98 дивизий, то к 1941 году насчитывалось 303 дивизии. Если в 30-е годы было 700 тысяч бойцов и командиров РККА, то к лету 1941 года их насчитывалось до 5 млн. 500 тысяч. Кстати, именно резкое увеличение численности армии привело к тому, что многие младшие и средние командиры не имели стажа, а не раздутые СМИ репрессии в отношении военных. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Высказывая свое мнение, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на этом ресурсе.