Укрепленные районы, являясь системой долговременных укреплений, обеспечивают длительное сопротивление в них специальных гарнизонов и общевойсковых соединений.
Глава вторая "Организация войск РККА" 1. Рода войск и их боевое применение, Полевой устав РККА 1939 года (ПУ-39)

Поделитесь с друзьями

30 сентября 2019

Еще раз о 22 июня 1941 года - отпуска

Фронтовой корреспондент Константин Симонов


До сих пор 22 июня являются актуальной темой в обсуждении на различных ток-шоу или форумах. Хотя официоз до сих пор твердит о том, что советское руководство войну проспало, есть много доказательств того, что войска прикрытия государственной границы западных военных округов приводились в полную боевую готовность до 22 июня 1941 года. Есть масса статей об этом. Одним из основных доказательств сторонников этой версии является так называемое "исследование Покровского", которое проводилось с 1949 года и до смерти Сталина. Где имеются ответы выживших генералов и полковников западных военных округов о событиях начала войны. Но не буду здесь подробно останавливаться, скорее всего вы уже знакомы с ним. Если нет, то можете найти его через поисковики. 

Могу лишь сказать кратко, что исходя из этого исследования, войска первого стратегического эшелона на Западе приводились в полную боевую готовность еще с 18 июня 1941 года. Исключением являлся лишь один округ - Западный Особый военный округ под командованием Павлова. Эту тему я уже описывал на своем сайте ammoussr.ru в 2012 году, с тех пор эта тема растиражирована на различных военно-исторических ресурсах. Я коснусь этого вопроса с другой стороны.

А затрону я тему отпусков. Само собой человек имеет право на отпуск, пусть он и командир или политработник Красной Армии. Естественно и весной 41 года некоторые из командно-начальствующего состава армии пошли в очередной отпуск. Кто поехал отдыхать на курорты. кто проведать своих родителей и т.д. И вот здесь я вспомню такого писателя как Константин Симонов, моего любимого писателя кстати. Возьмем его опубликованные военные дневники - Симонов К.М. "Разные дни войны. Дневник писателя". Где он описывал события разных лет войны. И с первых же строк идет следующее:

"Двадцать первого июня меня вызвали в радиокомитет и предложили написать две антифашистские песни. Так я почувствовал, что война, которую мы, в сущности, все ожидали, очень близка".

Запомните. Идем далее по дневниковым записям. Он описывает как собрался и поехал до Минска. И тут он встречает массу военных, которые ехали с отпусков:

"В вагоне ехали главным образом командиры, возвращавшиеся из отпусков. Было тяжело и странно. Судя по нашему вагону, казалось, что половина Западного военного округа была в отпуску".

После прибытия в Минск и некоторых мытарств, по-иному не скажешь, он оказывается в компании военных, и вместе с ними начинает искать поезд на Могилев. Вот как он описывает:

"Все командиры были расстроены и подавлены тем, что где-то идут бои, где-то дерутся их части а они никак не могут попасть туда из отпусков и не могут даже понять, как туда попасть".

Как видно, поехав в Минск, согласно приказу, Константин Симонов встречает большую массу командиров и политработников, которые возвращались с отпусков в свои воинские части. То есть, их всех отозвали из отпусков. При этом стоит отметить, что Советский Союза тогда был гораздо больше нынешней России. А основным средством передвижения по стране тогда являлась железная дорога. Гражданский воздушный флот тогда был малочисленным, поэтому основная нагрузка по перевозке грузов и пассажиров легла на ж/д. Отозвать же с отпусков военных могли либо по телефону либо по телеграфу. При чем тогда домашние телефоны не были широко распространены, а сотовых в помине не было. А для того, чтобы получить телеграмму требовалось еще время на получение извещения и т.д. Получается тогда, что многих командиров отзывали из отпусков еще до 22 июня 1941 года. Ведь некоторым еще надо было добраться до Москвы на поезде, а оттуда уже ехать в западном направлении. Могут возразить, что военные люди услышав по радио Левитана все бросили и поехали в свои части, согласен, возможно были и такие. Но Симонов мог встретить на поезде, только таких кто отдыхал в самой Москве. Не могли же другие за пару часов оказаться там, приехав из Средней Азии или Сибири. Так что тут по-моему один вывод - отзывали командиров еще до нападения Германии на СССР.

Почему я так заострил этот момент? Потому что досрочный отзыв из отпусков большого количества командного состава западных военных округов до 22 июня, означает только одно. Войска этих военных округов стали приводить в повышенную или полную боевую готовность еще до 22 июня. Так как вызов из отпусков военнослужащих является одним из мероприятий по повышению боеготовности дивизий.

Вы наверное заметили, что отдельно я отметил задание Симонову написать антифашистские стихи еще 21 июня, получается советская пропагандистская машина начала работу еще до нападения Гитлера на СССР. А до этого ведь советская политика в отношении Третьего рейха была очень осторожной. 

Немного не в тему, но недавно читал воспоминания ветеранов на сайте "Я помню" и наткнулся на любопытное интервью Серебрякова Бориса Павловича, который тогда был курсантом танкового училища:

"В июне почти каждый день ночью стали поднимать по тревоге, часа в 2 поднимут, постоят, потом отбой. А 19 июня подняли по тревоге, выдали медальоны, которые мы заполнили, по 120 патронов на карабин, по 2 гранаты Ф-1, по 28 патронов для нагана, новую смену белья и 3-хдневное НЗ. И мы покинули казармы. Ушли из Алитуса за Неман на 12 км от границы. Утром стали копать капониры под танки, чтобы их замаскировать, строить блиндажи. 20 июня мне пришла посылка. Почту возил Володька Барковский, земляк. Я пошел к начальнику штаба. Получил разрешение съездить на почту. По дороге увидели, как саперы копают капониры и в них втаскивают списанную «неходячую» технику: танки, бронетранспортеры – будущие огневые точки.

Привели в штабной блиндаж, показали образец: из 10-тикилометровых карт надо склеить 100-километровую. Всю ночь с 20-го на 21 июня клеили. Днем поспали, а следующую ночь, с 21 на 22 снова клеили. Около 4-х часов утра слышим – гудят. Думали спросонья, что это комары, много комаров налетело в блиндаж, но это были самолеты с Запада на Восток, волна за волной…".

Тут речь идет уже о Прибалтийском военном округе (по данному военному округу можете дополнительно найти в интернете Директиву штаба Прибалтийского военного округа от 18 июня 1941 года, она уже давно обнародована). Как говориться комментарии излишни, тут просто уже идут приготовления к войне. Даже боеприпасы выдали курсантам сверх норматива военного времени по 120 патронов - караульный запас тогда был 20 патронов на винтовку, а по режиму военного времени красноармейцу полагалось 80 патронов на винтовку. 

Как видите, многое указывает на то, что развертывание советских дивизий и приведение их в полную боевую готовность началась за несколько дней до начала войны.

Источники: 

1. Константин Симонов "Разные дни войны. Дневник писателя". 
2. Сайт "Я помню".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Высказывая свое мнение, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на этом ресурсе.