Приветствую гостей моего блога. Хотелось бы задать вопрос. Как вам рисуется образ немецкого солдата времен Великой Отечественной войны? Многие наверное сразу нарисовали в своем воображении солдата в коротких сапогах, каской узнаваемой формы и естественно с автоматом у живота. Сразу вспоминаются кадры советских фильмов о войне, где немецкие пехотинцы атакуют цепью, поливая впереди себя из своих "шмайсеров".
Такой образ пехотинца Вермахта рисуют нам и советская художественная литература, посвященная ВОВ. Достаточно вспомнить первую книгу трилогии Константина Симонова «Живые и мертвы», где раненный комдив Зайчиков высказывает мысль о густоте автоматного огня немцев и о том, что военное руководство СССР прочесалось по вопросу автоматов вплоть до начала войны. Опять же выходит, что советское военное руководство было тупым, так как не вооружило поголовно все стрелковые подразделения автоматами. Особенно доставалось в этой части маршалу Кулику, хотя и необоснованно. Но если подойти к этому вопросу глубже, то на самом деле выяснится, что это очередной миф о той войне. Во-первых, автомат понятие весьма растяжимое, оно обозначает легкое стрелковое оружие ведущее автоматический огонь, т.е. очередями. Под такое понятие подпадает как АК-47, так и ППШ-41, но они разной весовой категории. Так как ППШ является пистолетом-пулеметом, а АК-47 штурмовая винтовка (зап. термин). Если бы стрелковые части РККА перевооружили бы автоматами, то трагедия лета 41 года была бы еще тяжелее. Ведь пистолет-пулемет так называется, потому что стреляет пистолетными патронами, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так максимальная дальность стрельбы тогдашних ПП не превышала несколько сот метров. К примеру, советский ППД-40, максимальная дальность стрельбы - 500 метров. Естественно максимальная дальность прицельной стрельбы была ниже - 100-300 метров. У немецкого MP-38 эти данные были еще скромнее, так максимальная дальность - 200 метров, прицельно огонь можно было вести до 100-120 метров. То есть этот вид вооружения мог быть только вспомогательным, для ведения ближнего боя.
![]() |
Боец ведет прицельный огонь с ППД-40, иногда автомат на этом фото именуют почему-то ППШ-41 |
Выходит, что не было волн атакующих немецких автоматчиков. А высокая плотность автоматического огня с немецкой стороны скорее связано с наличием таких пулеметов как MG-34/42. На уровне роты у немцев имелось 12 ручных пулемета MG-34, у нашей стрелковой роты было 12 ручных ДП-27 и 2 станковых "Максима" (или ДС-39). По числу советское подразделение превосходило немецкое. Но скорострельность немецких пулеметов была выше, в зависимости от модификации - от 900 до 1200 выстрелов в минуту, против 500-600 выстрелов в минуту у ДП-27 и 600 выстрелов в минуту у "Максима". Если взять батальонный уровень, то у обеих сторон в составе батальона были пулеметные роты, которые имели по 12 станковых пулемета. Выходит, что тут в плотности огня выигрывают немцы, в связи с большей скорострельностью MG. Отсюда такое впечатление о густоте автоматного огня немецкой пехоты, хотя на самом деле повинны в этом были отнюдь не пистолеты-пулеметы.
Автоматами, как правило, вооружались тыловые или охранные части. Что у немцев, что у нас. Да, фильмы зачастую вводят в заблуждение.
ОтветитьУдалитьУ немцев вооружались унтер-офицеры, у нас замкомвзводные и т.д.
Удалить