Укрепленные районы, являясь системой долговременных укреплений, обеспечивают длительное сопротивление в них специальных гарнизонов и общевойсковых соединений.
Глава вторая "Организация войск РККА" 1. Рода войск и их боевое применение, Полевой устав РККА 1939 года (ПУ-39)

Поделитесь с друзьями

05 октября 2019

Бесславная гибель крейсера "Жемчуг"

Крейсер "Жемчуг" Владивосток 1906 г.


В начале Первой Мировой войны русский крейсер 2-го ранга "Жемчуг" (участник русско-японской войны) был направлен в союзную эскадру, главной задачей которой являлась поимка немецкого крейсера "Эмден", наводившего тогда ужас на морских коммуникациях Антанты в Индийском океане. Командовал немецким кораблем корветтен-капитан Карл фон Мюллер.
13 (26) октября 1914 года "Жемчуг" вернулся в порт Пенанг, для переборки механизмов и чистки котлов. Командовал им капитан второго ранга барон Черкасов И.А. Сам он 14 октября съехал на берег, для встречи со своей женой. Которую он сам вызвал из Владивостока. Это свидание обошлось дорого для экипажа корабля. 

Немецкий крейсер "Эмден"

Рано утром 15-го в порт вошел немецкий рейдер "Эмден". При этом немцы схитрили и поставили четвертую фальшивую трубу из дерева и брезента, таким образом, они хотели выдать себя за английский крейсер "Ярмут", состоявшего в той же эскадре. И уловка сработала, французский миноносец "Муске", который охранял стоянку кораблей, принял их за своих. Немецкий крейсер беспрепятственно вошел в порт.

В это утро вахтенный офицер русского крейсера спал, а его команда несла службу по обычному якорному расписанию. Причем все котлы кроме одного были отключены, чего хватало только на бытовые нужды экипажа, но на работу снарядных элеваторов не хватало. В бухте среди освещенных "нейтралов" выделялась темная громадина нашего корабля. Подойдя почти вплотную, немцы опознали в нем русский крейсер. С дистанции 1 кабельтова они отправили мину в кормовую часть, и тут же открыли артиллерийский огонь в носовую часть корабля, где располагались жилые кубрики экипажа. 

Некоторые русские матросы спасаясь, бросились за борт, а офицеры спросонья пытались навести порядок. Два орудия "Жемчуга" все же открыли огонь по противнику. Тогда немецкий капитан приказал провести вторую минную атаку, так как опасался более крупного калибра артиллерии нашего судна. От взрыва второй мины корпус корабля развалился на пополам. Тут "проснулся" французский миноносец "Муске", капитан которого понял свою роковую ошибку. Миноносец попытался провести отчаянную атаку на немца, но тот тремя залпами хладнокровно потопил его.  

Крейсер "Жемчуг" был уничтожен за каких-то пять минут. Погиб один офицер и 80 нижних чинов, позже от ран скончаются еще 7 человек. Погибшим оказался вахтенный мичман Сипайло А.К., который попытался вести ответный огонь из ютового орудия. Но следующий же немецкий залп снес само орудие, а расчет полностью погиб. Еще 9 офицеров и 113 нижних чинов оказались раненными. 

Через год после трагедии во Владивостоке состоялся суд. Командира крейсера Черкасова и старшего офицера, оставшегося старшим на судне старшего лейтенанта Кулибина признали виновными - лишили всех наград и званий, в том числе дворянского. Но увы, это не вернуло ни крейсер, ни погибших людей.


  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Высказывая свое мнение, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на этом ресурсе.