Укрепленные районы, являясь системой долговременных укреплений, обеспечивают длительное сопротивление в них специальных гарнизонов и общевойсковых соединений.
Глава вторая "Организация войск РККА" 1. Рода войск и их боевое применение, Полевой устав РККА 1939 года (ПУ-39)

Поделитесь с друзьями

20 октября 2019

О поведении советских военнопленных

Попавший в плен экипаж танка КВ-1. Любители военной истории даже определили личность первого танкиста:
помощник начальника 5-го отдела штаба 21-го мехкорпуса капитан Кобляков Яков Петрович. По данным ОВД "Мемориал" числиться погибшим в бою. Но как видите в том бою он попал в плен.


Приветствую всех на своем блоге. Очень часто многие либеральные спекулируют количеством советских военнопленных, а также наличием таких подразделений из бывших военнопленных как "хиви" - добровольные помощники. Отсюда и делают вывод о том, что они не хотели воевать за сталинский режим и т.д. Да, действительно были и такие, но это скорее связано не с тем, что они хотели воевать против Сталина, а с тем, что в лагерях для военнопленных была высокая смертность. Да и не составляли они большинства среди пленных красноармейцев.
Больше того, многие, попав в плен, вели себя даже вызывающе по отношению к немцам. Приведу некоторые примеры, выдержки из книги Б. Винцера "Солдат трех армий":

"Мы поместили пленных на моем командном пункте, который устроили в небольшом сарае. Чтобы их доставить в штаб дивизии, нам нужно было выделить для сопровождения двух или трех человек (днем это мог проделать, один связной). Я пытался допросить лейтенанта, но из этого ничего не получилось. В ответ на мои вопросы о номере его части и ее численности он только пожимал плечами. Я невольно вспомнил англичан, которых мы схватили у канала Ла-Бассе.

Я предложил ему сигарету, и он, поблагодарив, взял ее. Но она пришлась ему не по вкусу. Он растерянно пошарил у себя в кармане, достал щепотку махорки, попросил у нас обрывок газеты, скрутил папиросу по своему вкусу и глубоко затянулся, не поморщившись.

— Вот какова его культура. Он, наверно, и не видал никогда настоящей сигареты.

Мой связной покачивая головой и со снисходительно-пренебрежительным смешком поглядел свысока на советского лейтенанта, который держал свою самокрутку и делал вид, что ни слова не понимает.

— И это офицер, — прибавил белокурый ефрейтор из Гамбурга и при этом взглянул на обер-лейтенанта фон Фосса и на меня, ожидая одобрения. Нам было неприятно происходящее, так как мы догадывались, что лейтенант понимает все, о чем говорят. Мы ему одобрительно улыбнулись, но он опустил глаза.

— Он обдумывает, как бы удрать — продолжал связной и стал у выхода из сарая.

— Между тем он должен был бы быть счастлив, что для него война окончилась. Эй, Сталин капут, понятно?

— Замолчите! Разве вы не видите, что Иван совершенно измотан, — одернул Фосс гамбуржца, который сделал обиженное лицо и явно был расстроен тем, что ему не позволили использовать представившийся случай «просветить» коммуниста. Искоса поглядывая на лейтенанта Красной Армии, он отошел в глубь сарая, где стоял походный радиоприемник. Он чуть повернул рычажок, звуки музыки заполнили маленькое помещение, и мы прекратили бесплодный допрос.

Снаружи наступила тишина, только изредка слышались отдельные выстрелы сторожевого охранения. Карбидная лампа жужжала под потолком. Мы сидели, прислонившись к стене и вытянув ноги. Понемногу спадало напряжение, вызванное недавней вылазкой. Мысленно я составлял текст рапорта в полк. Тут связной снова подал голос:

— Что за печальная музыка, это просто ужасно!

В сарае нас было шесть немцев: Фосс, фельдфебель, радист, двое связных и я. Ни один из нас не мог сказать, что это была за музыка. Я находил ее хорошей; она как раз соответствовала вечернему настроению.

Тут советский лейтенант в своем углу поднял голову и сказал по-немецки:

— Эс ист Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха. — Обратившись ко мне, он добавил: — Я мог, конечно, ошибиться.

Последующее сообщение диктора показало, что он не ошибся.

Эггерд фон Фосс, покашливая, пробормотал про себя что-то невнятное и вышел. Я последовал за ним".

Как видите пленный советский лейтенант вел себя очень достойно. Он попробовал сигарету, которую дал ему немецкий офицер, но отверг ее. Он не стал хвалить немецкий табак и не заискивал. Он просто закурил советскую махорку. Ну и самое эпичное в этом отрывке то, что он щелкнул по носу шестерым представителям высшей расы. Никто из них не знал свою же классическую музыку. А он сообщил даже не только, что это Иоганн Бах, а какой это именно концерт.

Надеюсь, что этот смельчак, да еще и интеллектуал выжил в немецком плену и вернулся живым после войны. Замечу эти события происходили летом 1941 года, когда согласно воплям либералов никто не хотел воевать за Сталина и массово сдавались в плен.

В этих мемуарах есть еще один интересный эпизод, где автор указывает в целом на поведение советских солдат, попавших в плен:

"В первый год войны иногда еще бывали случаи, когда группы окруженных красноармейцев после короткого боя прекращали борьбу, но теперь все дрались до последнего патрона. Они дрались чуть ли не еще ожесточеннее, чем пограничники в первые недели войны.

Правда, мы порой еще брали пленных. Большинство смотрело на нас с лютой ненавистью. Некоторые без обиняков спрашивали, почему мы напали на их страну, и немало было таких, кто решительно заявлял, что мы войну проиграем".

Как видите никакой радости от окончания своего участия в войне в немецком плену и основная масса наших солдат глядело на немцев с ненавистью. Можно привести еще кучу свидетельств с немецкой стороны о стойкости наших военнопленных, но думаю этого достаточно.

  

2 комментария:

  1. Не думаю, что дело тут в Сталине. Воевали не за него, а за свою Родину. Хотя, как и всегда, и везде - в семье не без урода. Были и предатели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен, да и нормальный человек может дать слабину.

      Удалить

Высказывая свое мнение, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на этом ресурсе.